Приветствую Вас, Гость

                         План – конспект урока по курсу «Край мой Московия»

                  

                                Тема «Трудовой подвиг егорьевцев» /Урок 2/

 

                       «Из одного металла льют, медаль за бой, медаль за труд»

 

Цели и задачи урока: показать самоотверженный труд советских людей в годы Великой

                                       Отечественной войны, единение фронта и тыла в борьбе за Победу над

                                        фашизмом,

                                        доказать, что без самоотверженной работы в тылу невозможна победа

                                        над врагом,

                                        воспитание уважительного отношения к Ветеранам Труда.

В конце урока ученики должны прийти к выводу, что между медалями «За Победу над

Германией» и «За доблестный труд в годы войны» можно поставить знак равенства.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, газеты «Красный путь» 1941 –1943 г.г.,

                            медали «За Победу над Германией», «За доблестный труд в годы войны»,

                            классная доска, тетради.

                                             Ход урока:

На доске: тема урока, закреплены 2 медали «За Победу над Германией», «За доблестный

                   труд в годы войны», между ними пространство, чтобы ученики могли поставить

                    знак = или нет.

Экран: видеосюжет «бой с фашистами», звучит куплет песни «Священная война».

Слово учителя: «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой…». С этой мыслью,

                              с этой песней в годы войны ушли на фронт более 25000 егорьевцев.

                              Не щадя ни себя, ни своей жизни, они мужественно сражались, приближая,

                              как могли Победу над фашизмом. О них нам рассказывал на прошлых уроках

                              сотрудник ИХМ …

                              Знаем мы, что егорьевцы строили оборонительные сооружения под Москвой,

                              Воскресенском и Коломной.

Экран:слайд: «строительство оборонительных сооружений под Москвой».

                      

Беседа с классом: На прошлом уроке вы узнали, какую продукцию выпускали предприятия

                              нашего города в годы войны для нужд фронта. Проверим, как Вы запомнили:

                                  1.Какую продукцию выпускала фабрика «Вождь пролетариата»?

                                     /плащ – палатку/.

                                  2.А его специальный цех? / корпуса для авиабомб/.

                                  3.Швейная фабрика? /военное обмундирование, гимнастёрки/.

                                  4.Мебельная фабрика?/ящики для мин/.

                                  5.Другие предприятия города и района?/Трикотажная ф-ка – солдатские

                                    обмотки; артель «Труженик» - валенки; артель «Василёвский метал-

                                   лист» - сапёрные лопатки, котелки; артель «Нанка» - вату; артель

                                  «Ударник» - маскировочные сети/.

                                  6.Куда были эвакуированы часть з –да «Комсомолец» и з –д АТИ?

                                     /завод «Комсомолец» - в посёлок Тогузак в Казахстан;

                                     Завод АТИ – за Урал/.

После ответов учеников на экране – слайд : «Из одного металла льют…» для проверки правильности ответов учеников.

Слово учителя: фронт ежедневно требовал пополнения боеприпасов, снаряжения, продо-

                             вольствия. И победа над сильным и коварным врагом была бы невозможна

                             без поддержки народа, без самоотверженной работы. Она – ПОБЕДА –

                             ковалась  и в тылу. У Вас на столах по одному экземпляру местной газеты

                            «Красный путь» военных лет. Я сам с трепетом держу в руках пожелтевший от

                             времени листок газеты от 2 июля 1941 года и читаю на второй странице заго-

                             вок рубрики «Все силы, знания, инициативу – для фронта, для победы над вра-

                             гом!», в которую вошли письма рабочих з-да «Комсомолец»,рабочих Мелан-

                             жевой ф-ки. Вот несколько строк: «Могучий советский народ показывает

                             образцы героизма, настойчивости, большевистской стойкости на фронте и в

                             тылу. Тыл и фронт у нас неотделимы, армия и народ – одно целое.

                             …Дадим фронту всё для победы».

                  

Вот почему в заголовок урока я вынес эти строки : Из одного металла льют медаль за бой, ме-

даль за труд». Ваша задача – найти подтверждение этим строкам, используя материалы из газет.

                    Место мужчин, ушедших на фронт, заняли женщины, старики и подростки.

                    Для тех, кто был мал ростом, делали специальные подставки. Рабочие стали

                    выполнять по 2 – 5 норм за смену, женщины и девушки взялись за освоение

                    мужских профессий

Экран: слайд: обратить внимание на фото мальчика/.

                              

Самостоятельная работа с текстами источника.    /5 – 7 минут/

                          Газ. «Красный путь» от 26 июня 1941 г./статьи  «Замена мужчин»,»Швейники,

                                                                                             перевыполняющие нормы»/;

                                  «Красный путь» от 27 июня 1941 г. /ст. «Фронт и тыл – единое целое»,

                                                                                              «Таких патриотов у нас миллионы»/.

                                  «Красный путь» от 3 октября 1941 г. /ст. «Женщины на полях»/.

 

Стихотворение М.Исаковского «Русской женщине» / даётся ученику/це/ заранее/.

 

Учитель: Всего трактористами и комбайнёрами в районе в годы войны трудились 105 женщин.

 

                          Газ. «Красный путь» от 29 января 1943 г. /Бурмистрова И.С./дер.Иншино/

  

Куплет из песни А.Розенбаума  «А может не было войны?»

 

Учитель: В годы войны развернулась большая работа по заготовке дров и торфа, ведь от их наличия зависело, как будут работать фабрики, школы и больницы. Кто нашёл подтверждение моим словам?

                           Газ. «Красный путь» от 31 марта 1943 г. / «Вывоз дров» с Жуковой горы/.

 

Учитель: Школьники тоже не оставались без дела. Под руководством учителей после уроков

                  Убирали картофель, овощи, вывозили навоз. Подтвердите это.

                         

                           Газ. «Красный путь» от 25 июня 1941 г./ст. «Своим трудом поможем фронту»

                                                                                               Письмо 5000 школьников Егорьевского

Экран:слайд:                                                                                                района/.

« Письмо 5000   Газ. «Красный путь» от 15 ноября 1941 г /ст. «Подростки заменили взрослых»/           

школьников»   

                            Газ. «Красный путь» от 5 августа 1941 г./ ст. «Каждый по своим силам помо-

                                                                                                 гает фронту»/ .

 

Учитель: Летом собирали  лекарственные травы для медикаментов, работали на субботниках.

                  Жители города ничего не жалели для нужд фронта, сдавали деньги, полушубки, ва-

                  ленки , посылали подарки на фронт. Так ли это было?

                             Газ. «Красный путь» от 2 июля 1942 г. /ст. «Благодарность лётчиков за по-

                                                                                               дарки»./

                             Газ. «Красный путь» от 29 ноября 1941 г./ст. «В фонд строительства тан-

                                                                                              ковой колонны им. ВЛКСМ»/.

Экран:слайд: «Благодарность лётчиков за подарки».

 

Экран:слайд:         Учитель: Одним из проявлений патриотизма стало донорство.

«Мы будем

донорами».              Стихотворение И.Лоскутова «Донору» из дер Клемёново /даётся ученику

                                                                                                                                    заранее/.

 

Учитель: О единении фронта и тыла рассказывает в своих воспоминаниях боец народного

                  ополчения Константин Некрасов.

                  Их прочитает… /задание даётся ученику индивидуально и заранее/.

 

Экран:слайд: фото К.Некрасова.

 

Учитель: Давайте подведём итог урока. Можно ли поставить знак равенства между двумя

                 медалями?

/Ученики всегда ставят знак равенства/.

 

Куплет песни А. Розенбаума «А может не было войны?»

 

Домашнее задание: Мне хотелось бы на следующем уроке услышать от вас сообщения о

                                    Ваших бабушках и других родственниках, участниках трудового фронта

                                    в годы войны.

                                    А пожелание – бережнее относитесь к ним, их остаётся всё меньше и

                                    меньше на Земле, чаще расспрашивайте своих старших, сохраняйте их

                                    воспоминания и помните о них.