План – конспект урока по курсу «Край мой
Московия»
Тема «Трудовой
подвиг егорьевцев» /Урок 2/
«Из одного металла льют, медаль за бой, медаль за труд»
Цели и задачи урока: показать самоотверженный труд советских людей в годы Великой
Отечественной войны, единение фронта и тыла в борьбе за Победу над
фашизмом,
доказать, что без самоотверженной работы в тылу невозможна победа
над врагом,
воспитание уважительного отношения к Ветеранам Труда.
В конце урока ученики должны прийти к выводу, что между медалями «За
Победу над
Германией» и «За доблестный труд в годы войны» можно поставить знак
равенства.
Оборудование: мультимедийный проектор, газеты «Красный путь» 1941 –1943 г.г.,
медали «За Победу над Германией», «За доблестный труд в годы войны»,
классная доска, тетради.
Ход урока:
На доске: тема урока, закреплены 2 медали «За Победу над Германией», «За доблестный
труд в годы войны», между ними пространство, чтобы ученики могли поставить
знак = или нет.
Экран: видеосюжет «бой с фашистами», звучит куплет песни «Священная война».
Слово учителя: «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой…». С этой мыслью,
с этой песней в годы войны ушли на фронт более 25000 егорьевцев.
Не щадя ни себя, ни своей жизни, они мужественно сражались, приближая,
как могли Победу над фашизмом. О них нам рассказывал на прошлых уроках
сотрудник ИХМ …
Знаем мы, что егорьевцы строили оборонительные сооружения под Москвой,
Воскресенском и Коломной.
Экран:слайд: «строительство оборонительных сооружений под Москвой».
Беседа с классом: На прошлом уроке вы узнали, какую продукцию выпускали предприятия
нашего города в годы войны для нужд фронта. Проверим, как Вы запомнили:
1.Какую продукцию выпускала фабрика «Вождь пролетариата»?
/плащ – палатку/.
2.А его специальный цех? / корпуса для авиабомб/.
3.Швейная
фабрика? /военное обмундирование,
гимнастёрки/.
4.Мебельная
фабрика?/ящики для мин/.
5.Другие
предприятия города и района?/Трикотажная
ф-ка – солдатские
обмотки;
артель «Труженик» - валенки; артель «Василёвский метал-
лист» -
сапёрные лопатки, котелки; артель «Нанка» - вату; артель
«Ударник» -
маскировочные сети/.
6.Куда были эвакуированы часть з –да «Комсомолец» и з –д АТИ?
/завод «Комсомолец» - в посёлок Тогузак в
Казахстан;
Завод АТИ
– за Урал/.
После ответов учеников на экране – слайд : «Из одного металла
льют…» для проверки правильности ответов учеников.
Слово учителя: фронт ежедневно требовал пополнения боеприпасов, снаряжения, продо-
вольствия. И победа над сильным и коварным врагом была бы невозможна
без поддержки народа, без самоотверженной работы. Она – ПОБЕДА –
ковалась и в тылу. У Вас на столах по одному экземпляру местной газеты
«Красный путь» военных лет. Я сам с трепетом держу в руках пожелтевший от
времени листок газеты от 2 июля 1941 года и читаю на второй странице заго-
вок рубрики «Все силы, знания, инициативу – для фронта, для победы над вра-
гом!», в которую вошли письма рабочих з-да «Комсомолец»,рабочих Мелан-
жевой ф-ки. Вот несколько строк: «Могучий советский народ показывает
образцы героизма, настойчивости, большевистской стойкости на фронте и в
тылу. Тыл и фронт у нас неотделимы, армия и народ – одно целое.
…Дадим фронту всё для победы».
Вот почему в заголовок урока я вынес эти строки : Из одного металла льют медаль за бой, ме-
даль за труд». Ваша задача – найти подтверждение этим строкам, используя материалы из газет.
Место мужчин, ушедших на фронт, заняли женщины, старики и подростки.
Для тех, кто был мал ростом, делали специальные подставки. Рабочие стали
выполнять по 2 – 5 норм за смену, женщины и девушки взялись за освоение
мужских профессий
Экран: слайд: обратить внимание на фото мальчика/.
Самостоятельная
работа с текстами источника. /5 – 7
минут/
Газ. «Красный путь» от 26 июня
перевыполняющие нормы»/;
«Красный
путь» от 27 июня
«Таких патриотов у нас миллионы»/.
«Красный путь» от 3 октября
Стихотворение М.Исаковского «Русской женщине» / даётся ученику/це/ заранее/.
Учитель: Всего трактористами и комбайнёрами в районе в годы войны трудились 105 женщин.
Газ. «Красный путь» от 29 января
Куплет из песни А.Розенбаума «А может не было войны?»
Учитель: В годы войны развернулась большая работа по заготовке дров и торфа, ведь от их наличия зависело, как будут работать фабрики, школы и больницы. Кто нашёл подтверждение моим словам?
Газ. «Красный
путь» от 31 марта
Учитель: Школьники тоже не оставались без дела. Под руководством учителей после уроков
Убирали картофель, овощи, вывозили навоз. Подтвердите это.
Газ. «Красный путь» от 25 июня
Письмо 5000 школьников Егорьевского
Экран:слайд: района/.
« Письмо 5000 Газ.
«Красный путь» от 15 ноября
школьников»
Газ. «Красный путь» от 5 августа
гает фронту»/ .
Учитель: Летом собирали лекарственные травы для медикаментов, работали на субботниках.
Жители города ничего не жалели для нужд фронта, сдавали деньги, полушубки, ва-
ленки , посылали подарки на фронт. Так ли это было?
Газ. «Красный путь» от 2 июля
дарки»./
Газ. «Красный путь» от 29 ноября
ковой
колонны им. ВЛКСМ»/.
Экран:слайд: «Благодарность лётчиков за подарки».
Экран:слайд: Учитель: Одним из проявлений патриотизма стало донорство.
«Мы будем
донорами». Стихотворение И.Лоскутова «Донору» из дер
Клемёново /даётся ученику
заранее/.
Учитель: О единении фронта и тыла рассказывает в своих воспоминаниях боец народного
ополчения Константин Некрасов.
Их
прочитает… /задание даётся ученику
индивидуально и заранее/.
Экран:слайд: фото К.Некрасова.
Учитель: Давайте подведём итог урока. Можно ли поставить знак равенства между двумя
медалями?
/Ученики всегда ставят
знак равенства/.
Куплет песни А. Розенбаума «А может не было войны?»
Домашнее задание: Мне хотелось бы на следующем уроке услышать от вас сообщения о
Ваших бабушках и других родственниках, участниках трудового фронта
в годы войны.
А пожелание – бережнее относитесь к ним, их остаётся всё меньше и
меньше на Земле, чаще расспрашивайте своих старших, сохраняйте их
воспоминания и помните о них.